Форум вампиров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум вампиров » Психология » Психологическая подстройка


Психологическая подстройка

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Приём "Неявные обязательства"

С приёмом, о котором я расскажу сегодня, Вы почти наверняка уже сталкивались в повседневной жизни. Суть приёма в том, чтобы сперва получить от человека некоторые неявные обязательства - и тут же их «предъявить к оплате». Он позволяет манипулятору навязать жертве самые разнообразные действия, причём сделать это буквально в две реплики.

Первая реплика - вопрос, обращённый к жертве или нескольким потенциальным жертвам. Сводится этот вопрос к тому, признаёт ли жертва свой особый статус, особые отношения с манипулятором, обязательства по отношению к манипулятору:

– Скажи, ты меня любишь?

– Иван Петрович, я могу на Вас положиться?

– Мужчины в этой комнате есть?

– Ганс, ты ведь настоящий немец?

– Вы ведь желаете добра своим детям?

Фокус в том, что выбираются обязательства вроде бы неявные - но позволяющие потом потребовать многого. Отношения или обстоятельства вроде бы ни к чему конкретному не обязывающие - но при этом такие, для которых существует список вроде «настоящий мужчина должен...»

Можно вспомнить книгу о Карлсоне - «Малышу очень захотелось стать Карлсону родной матерью, а это значило, что ему придется опустошить свою копилку».
Как только жертва ответила на вопрос утвердительно, следует вторая реплика - требование действия, которое манипулятор хочет навязать жертве. Причём такого действия, от которого жертва отказалась бы, если бы манипулятор попросил о нём напрямую - но после того, как жертва сама заявила о своей роли «любящего мужа» или «настоящего арийца», ответственность за свои слова и нежелание быть пойманным на вранье заставляет жертву согласиться на требования манипулятора.

– Скажи, ты меня любишь?
– Да, дорогая!
– Тогда купи мне вот это славное колечко!

– Иван Петрович, я ведь могу на Вас положиться?
– Конечно, босс.
– Вот задание, которое необходимо выполнить до понедельника. Возможно, придётся посидеть сверхурочно или выйти на работу в выходные.

Усилителем для этого манипулятивного приёма может служить «слой шоколада» - похвала перед началом манипуляции и/или после её окончания.

– Солнышко, ты у меня такой заботливый! Это ведь потому, что ты меня любишь?
– Да, дорогая!
– Тогда купи мне вот это славное колечко! Ведь ты такой милый и всегда стараешься порадовать свою девочку...

Уверен, Вы в своей жизни не раз сталкивались с этой манипуляцией. Теперь Вы сможете опознать её в лицо, когда столкнётесь с ней.

Способы противодействия

Как и на всякий способ манипуляции, на этот тоже есть свои контрприёмы. И простейший контрприём, как обычно - лобовой отказ. В стиле «Я тебя люблю, но замуж не пойду». Вас спрашивают - Вы соглашаетесь. Вам предлагают сделать что-то нежелательное для Вас - Вы отказываетесь. Совершенно замечательным примером такого поведения является булгаковский диалог профессора Преображенского с женщиной, продававшей журналы, которая как раз и пыталась применить приём "Неявные обязательства":

– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
– Почему же вы отказываетесь?
– Не хочу.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– Жалеете по полтиннику?
– Нет.
– Так почему же?
– Не хочу.

Если же из каких-то своих соображений Вы не хотите отказываться (либо просто не уверены в своей способности противостоять манипулятору в лобовой сшибке), можно бороться с этим манипулятивным приёмом - превентивно. Отвечая на вопрос - встречным вопросом.

– Иван Петрович, я могу на Вас положиться?
– А что бы Вы хотели мне поручить?

Или же давая не утвердительный, а размытый, неконкретный ответ. Можно смягчить его шуткой, чтобы он не воспринимался как явный отказ.

– Иван Петрович, я могу на Вас положиться?
– Смотря в чём, босс. [с улыбкой] Грабить банк лучше не зовите.

Если же манипулятору уже удалось получить от Вас утвердительный ответ, Вы можете отказаться от его требований на том основании, что не видите связи между тем и этим.

– Вы желаете добра своим детям?
– Разумеется.
– Значит, Вам надо купить нашу супер-пупер-энциклопедию!
– Нет связи, сударыня.

Впрочем, как уже говорилось, самый простой и надёжный способ, не позволяющий манипулятору переключиться на другой приём - лобовой отказ как от предложения, так и от дальнейшего разговора. Именно поэтому самый тяжёлый клиент для специалиста по продажам - не тот, кто спорит, не тот, кто отказывается, и не тот, кто не верит. А тот, кто говорит «До свидания» (или «Танечка, вызовите секьюрити, чтобы они выгнали этого болвана») и прекращает разговор.

**********

Подражание старой обезьяне

Первый приём, о котором я хочу рассказать, основан на таком свойстве человеческой психики, как подчинение авторитетам, согласие с мнением авторитетов, подражание авторитетам. Механизм этот очень древний, ещё до-человеческий - для животного выгодно перенимать повадки вожака стаи, поскольку тот обычно и умнее, и опытнее.

Разумеется, "боевые говоруны" нашли возможность поставить и этот механизм себе на службу. Как? Предельно просто. Дело в том, что для подсознания не очень важно, каким именно образом оно получило информацию о действиях "вожака" - через глаза или через уши. Поэтому манипулятору достаточно было сообщить жертве, что авторитетный для неё человек ("вожак") поступает вот так или советует поступать вот так - и жертва запускала программу "подражания" или "подчинения", даже не особенно задумываясь над тем, а вправду ли "вожак" так поступил?

Конечно, по нынешним временам люди настроены более критично. И не так легко ведутся на манипуляции. Однако существуют - и зачастую эффективно работают - несколько приёмов, основанных на этой особенности человеческого поведения. Одному из таких приёмов я и хочу Вас научить сегодня.

"Так говорил Заратустра"

Приём этот прост, как оплеуха - очередная психологическая двухходовка - и Вы наверняка не раз сталкивались с ним. Первый ход - манипулятор во время разговора вспоминает (либо даже сочиняет) некую цитату. Такую, которая подкрепляет его позицию и как бы рекомендует жертве поступить так, как хочет манипулятор. Второй ход - манипулятор приписывает эти слова какому-то известному человеку, который с высокой вероятностью является авторитетом для жертвы. Всё, это весь приём, дальше манипулятор продолжает разговор, как обычно.

– Вы, конечно, правы, Иван Иванович - товар не из самых дешёвых. Вы можете рискнуть приобрести оборудование классом ниже, чтобы потратить меньше денег. Но Вы же знаете, что говорил по этому поводу Альберт Эйнштейн: «Скупой платит дважды!» Так что я бы на Вашем месте ещё раз подумал...

Обратите внимание - может не быть никакой связи между самой фразой и человеком, которому её приписывают. Важно только, чтобы жертва считала этого человека авторитетным. Разговариваете с коммунистом - можете сослаться на Ленина, разговариваете с православным - можете сослаться на апостола Павла... и приписать ему те же слова, которые приписывали Ленину в предыдущем разговоре. А когда завтра Вы будете говорить с правозащитником, те же слова можно будет приписать академику Сахарову.

И ещё один важный нюанс - сохранение темпа. Если после ссылки на Будду, Фрейда или Уоррена Баффета сделать паузу - собеседник может и задуматься над тем, мог ли в принципе его кумир высказать такую мысль. Вам это не нужно - поэтому паузы делать не надо. Привели цитату, сослались на автора, и тут же переходите к следующей фразе, не оставляя времени на обдумывание Ваших слов.

Наконец, последний нюанс - не стоит увлекаться этим приёмом в течение одного разговора. Если Вы хотите использовать его несколько раз, то пусть одну цитату отделяет от другой хотя бы несколько Ваших реплик. А ещё лучше - пусть между ними пройдёт хотя бы полминуты-минута. Иначе собеседник может заинтересоваться тем, почему вдруг Вы стали так часто ссылаться на чужое мнение?

Конечно, этот приём не обладает эффективностью кувалды - но в ситуациях, когда чаша весов может склониться в ту или иную сторону, удачно подобранная фраза с удачно подобранной отсылкой к авторитетному человеку может стать той самой последней каплей.

*******

"Свой-чужой"

Ещё один психологический механизм, доставшийся нам от четвероногих, покрытых шерстью предков - система "свой-чужой". Инстинкты заставляют нас к одним людям относиться с подозрением, проявлять в их отношении агрессию, не подпускать их к своей кормушке, если они опознаются как "чужие" - и при этом относиться к другим людям более терпимо, прощать им мелкие проступки, доверять им, если они опознаются как "свои"... Снова всё та же психология звериной стаи, требующая кусать чужака и делиться добычей со своими товарищами по стае.

Как же подсознание определяет, "чужой" нам человек или "свой"? Если не принимать во внимание отношения с друзьями и родственниками, а рассматривать лишь опознание незнакомого человека в качестве "своего" или "чужого" - система довольно проста. Пункт первый: похож ли этот человек на меня? Пункт второй: похож ли этот человек на тех, кого я чаще всего вижу рядом с собой? Конец проверки.

Соответственно, толковый манипулятор знает, что если он продемонстрирует жертве своё сходство с ней - он будет опознан как "свой" и получит кредит доверия. Тем больший, чем больше сходство.

Эта задача решается разными путями - от подражания в одежде до нэлперских "подстроек" по позе и дыханию. Но сегодня я расскажу о самом простом способе.

Мой дедушка тоже из Канады...

Способ этот прост потому, что не требует ни затрат, как переодевание, ни особых навыков, как "подстройка" - всё идёт "на словах". Вы либо знакомитесь с информацией о человеке ещё до встречи, либо внимательно слушаете его при первой встрече - и пытаетесь найти хоть что-то общее между ним и собой. И затем, выбрав подходящий момент, либо об этом сходстве ему говорите прямо, либо намекаете на него.

– Вы из Урюпинска? Какое совпадение - мой дедушка родом из Урюпинска!
– Я вижу, Вы увлекаетесь дайвингом? Я тоже не представляю себе отдыха без акваланга.
– Да разве эти лимитчики могут понять нас, коренных москвичей?
– Ба, да Вы тоже учились в МГУ? На каком факультете? Не может быть! Я его закончил двумя годами раньше!
– Коллега, я тут готовил инфуз...
– Послушай, батоно...

Кстати, если Вы обратили внимание, в этих примерах продемонстрированы основные виды сходства - по "географии", по увлечению, по принадлежности к некоей касте, по образованию, по профессии, по национальности... Можно ещё сослаться на общие моменты в биографии, на сходство в образе жизни и т.п. Чем более важным в своей жизни человек считает то, на что Вы ссылаетесь - тем эффективнее сработает приём.

Если же Вы не можете найти реально существующего сходства - Вы можете его выдумать. Причём степень сходства может быть очень небольшой. Если Ваш собеседник - художник, то Вам не обязательно быть художником самому. Сойдёт и упоминание о сестре, вышедшей замуж за художника, и рассказ о том, что Вы в детстве хотели стать художником, но оказались обделены талантом (это, кстати, ещё и комплимент собеседнику). Только ссылайтесь на такие вещи, которые собеседник не может сходу проверить. Врать насчёт того, что учились с человеком в одной школе или служили в одном полку - чревато, слишком уж легко разоблачить самозванца. А вот дедушка из Урюпинска или сестра, вышедшая замуж за художника - вполне сойдёт.

Как и предыдущий, этот приём тоже не является самодостаточным. Его не хватит для того, чтобы человек разом сменил свою точку зрения. Но если приём применён к месту, он сделает собеседника чуть менее настроженным по отношению к Вам, чуть более склонным доверять Вам, чуть более настроенным искать, в чём с Вами согласиться (а не в чём с Вами поспорить), сделает Вас чуть более симпатичным в глазах собеседника... Неужели Вы не сумеете воспользоваться этой возможностью?

0

2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Практическая психология общения существует в речи объективно вне зависимости от того, осознаем ли мы этот факт или нет. Любое слово, интонация, жест, выражение лица и прочие элементы речи оказывают влияние на слушателя (если он их видит и слышит). Это и есть, практическая психология общения. Там, где есть хотя бы два собеседника и одно слово между ними - возникает практическая психология общения - это закон.

Мы с вами понимаем, что незнание законов природы не освобождает нас от их влияния. Только понимая закон, мы сможем оседлать его, как океаническую волну, которая бережно вынесет нас на берег; игнорируя же закон, мы можем попасть в водоворот, который обязательно вышвырнет нас куда-нибудь, но только не туда и не так, как нам хотелось бы. Если мы осознаём и используем практическую психологию общения, то контролируем диалог, а если игнорируем ее - то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

Хотел пошутить - и обидел собеседника. Взболтнул лишнего - и потерял репутацию. Или нажил неприятеля. Ударил лицом в грязь. - Такое происходит из-за нарушения правил практической психологии общения.

Правил этих так много, что никто не может знать их числа и вряд ли когда узнает. Многие правила практической психологии общения еще предстоит открыть и о них напишут потом. Многими правилами мы пользуемся неосознанно.

Некоторые правила практической психологии общения

Основное правило практической психологии общения гласит: говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателям удобно воспринимать. Если ваша речь содержательна, ясна и доходчива; если у вас поставленный голос, четкая дикция, выразительная интонация и эмоциональная окраска, органичные жесты; если вы проявляете и контролируете признаки уверенности - то это значит, что ваша речь (как публичная, так и просто беседа) более влиятельна, чем та, в которой эти элементы хромают.

При беседах один на один, подстройтесь под собеседника, тогда ваше влияние на него будет весомее. Имейте в виду, что если вы максимально похожи на вашего собеседника - и внешне, и помыслами, и манерой говорить, - то он склонен отождествлять вас с собой и, как говорится, начинает верить вам, как самому себе. Если же вы значительно отличаетесь от него - у вас на голове полосатый тюрбан, все зубы золотые, вы поминутно сморкаетесь и на каждую вторую его реплику неизменно громко восклицаете: "Маладес!", одновременно дружески хлопая его по плечу так, что у него от ваших прихлопов энергично трясется голова - то он, скорее всего, увидит в вас не сторонника, а оппонента, которому обычно меньше доверяют и с которым сотрудничать не очень хочется. Поэтому, при общении, сделайте свою речь (манеру и содержание) похожей на его речь - если он говорит быстро, громко и эмоционально, то и вы постарайтесь говорить так же; он говорит спокойно - и вы говорите спокойно; он склонен к юмору - и вы пошутите; он любит пофилософствовать - и вы попробуйте. (Если не получается, - ничего страшного, тогда просто расслабьтесь и будьте естественны).

И еще: не надо его копировать буквально, как это делают макаки.

Слово "нет" - пощечина собеседнику - гласит еще одно правило практической психологии общения. Думаю, что когда люди придумывали поговорку о том, что слово - не воробей…, то при этом, скорее всего, имели в виду именно слово "нет" (в смысле противоречия оппоненту).

Мы дорожим своими мыслями, особенно, когда выражаем их вслух. Мы произносим их в надежде, что их оценят по достоинству. В глубине души мы ожидаем, что наш собеседник, слушая нас, развесит уши, грохнет челюстью об стол и возопит: "Ну ты голова!". Вместо этого мы часто слышим в ответ: "Нет, на самом деле…", то есть, вместо одобрения получаем возражение, которое вызывает нашу негативную реакцию, в результате чего наш собеседник превращается в оппонента (с которым, напомню, обычно не желают сотрудничать). Надо отдавать себе отчет, что тот, кто начинает свой ответ со слова "нет", перечеркивает жирным крестом предыдущий монолог своего собеседника, комкает его и бросает в мусорную корзину. Кому это понравится? Собеседнику уж точно нет. Поэтому, наше "нет", как и всё в этом мире, для нас может иметь две стороны: союзную и противную. С одной стороны, "нет" говорить полезно, а с другой - вредно.

Иной раз, для того, чтобы отказать в ненужной нам просьбе или прекратить настойчивые домогательства противной стороны, от нас требуется сила характера, чтобы сказать уверенное "Нет!" и именно в этих случаях "нет" наш союзник (некоторые девушки, думаю, могли убедиться на практике, что "слово "нет" по прежнему остается самым надежным противозачаточным средством"). В кое-каких книжках целые разделы посвящены тому, как уметь говорить "нет". Так, Харви Маккей, повествуя о том, "Как уцелеть среди акул" (бизнеса), предложил читателям ответить примерно на такой вопрос: Как вы думаете, насколько часто руководители обанкротившихся банков говорили "нет" своим настойчивым клиентам, которые выпрашивали у них очередной крупный кредит? Ясно, что не очень часто. И если бы они сумели отказать вовремя, то их банки не скончались бы так бездарно. Как видим, слово "нет" полезно говорить в тех случаях, когда мы хотим решительно пресечь ненужные нам приставания навязчивых людей.

Но у медали есть и другая сторона: в тех случаях, когда мы сами хотим чего-то добиться от собеседника и не хотим вызвать антипатичных проявлений с его стороны, про "нет" стоит забыть. В данном случае, начать свой ответ со слова "нет" - все равно, что сказать: "Ты что, с дуба рухнул?". Здесь слово "нет" - это приглашение к спору, а вы понимаете, что чаще всего спор - не научная дискуссия, а грубая полемика, поэтому, тот, кто спорит, поступает не умно.
Прислушайтесь к разговорам других людей и вы без труда заметите нарушение этого простого правила практической психологии общения. Поддерживая диалог, люди часто начинают свою фразу со слова "нет":
"нет, это понятно…",
"нет, я просто хочу сказать…",
"нет, посмотрите…".

Дух противоречия крепко сидит в человеке. Так крепко, что даже когда человек выражает согласие ("да"), он все-таки умудряется пропихнуть свое любимое отрицание на первое место:
"нет, так и должно быть…",
"нет, абсолютно верно…",
"нет, я с вами согласна…" (у меня есть огромная коллекция подобных фраз, которые я насобирал из диалогов и дискуссий, проходивших на курсах ораторского искусства и мастерства общения. Один слушатель умудрился согласиться так: "Нет, да!").

Нет, правда, попробуйте обратить внимание на повседневные разговоры и вы убедитесь, что для некоторых людей это вездесущее слово из трех букв - одно из самых любимых.
Нет, это действительно очень удивительно, как некоторые люди начинают убеждение собеседника с нанесения ему оскорбительной пощечины (наиболее подходящее сравнение со словом "нет"), а потом наивно полагают, что он с радостью примет их точку зрения.

А теперь почувствуйте разницу между двумя примерами.

Пример 1. Происходит такой диалог:

- Покупайте отечественные автомобили и так далее.
- А подержанный "Бумер" гораздо лучше.
- Нет, наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
Комментарий к примеру 1. Второй собеседник, услышавший "нет", то есть, увидевший жирный крест, перечеркивающий его предыдущие слова, ощутивший пощечину, вряд ли будет непредвзято воспринимать дальнейшие аргументы первого собеседника. Стоит человека задеть и он нас не слушает.

Пример 2. Происходит почти такой, но принципиально другой диалог:

- Покупайте отечественные автомобили и так далее.
- А подержанный "Бумер" гораздо лучше.
- Конечно, "Бумер" - отменный автомобиль. И наши машины в итоге, с учетом начальной цены и затрат на дальнейшую эксплуатацию, обойдутся дешевле, т.к. запчасти доступней, ремонт проще и так далее.
Комментарий к примеру 2. Второй собеседник вместо противоречия услышал согласие, а это значит, что его предыдущие слова не были перечеркнуты жирным крестом, он не получил пощечины. Поэтому, он не взвинчен и, следовательно, услышит дальнейшие слова первого собеседника и они повлияют на него иначе, чем в примере 1.

Обращение со словом "нет" в переговорах можно свести к такому известному афоризму:
"Если дипломат говорит "да", то это значит "может быть"; если он говорит "может быть" - это значит "нет"; если он говорит "нет", значит это не дипломат".
(Есть другой похожий афоризм, в котором вместо слова "дипломат" фигурирует "женщина", вместо "да" - "нет" и наоборот, вместо "он" - "она").

Это были некоторые правила практической психологии общения. Практической, а не теоретической. Поэтому, если вы не обращали на них внимания до сих пор, берите их на вооружение и практикуйте. Здесь и сейчас.

0

3

Все это можно сказать в двух словах  "Змеиная хитрость" и законы ее просты, но жестки.

0

4

Все это можно сказать в двух словах  "Змеиная хитрость" и законы ее просты, но жестки.
Не так просты как кажутся на первый взгляд, не у каждого получится.

0

5

В двух словах маловато...  Хотя, то что тут написано вряд ли кто то читал :(

0


Вы здесь » Форум вампиров » Психология » Психологическая подстройка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно